Виктор федорович пирожков криминальная психология

Пирожков В.Ф.. Книги онлайн

Пирожков Виктор Федорович — заслуженный работник МВД СССР, доктор психологических наук, профессор, полковник в отставке.

Окончил в 1955 г. Военный институт МВД СССР, в 1964 г. адъюнктуру Военно-политической Академии им В.И. Ленина. С 1964 г. на научной и преподавательской работе в Высшей школе, а затем Академии МВД СССР. Один из первых специалистов-психологов в системе МВД, с именем которого связано восстановление и развитие юридической психологии как науки.

Известен как автор ряда учебников, учебных пособий и монографий по исправительно-трудовой и судебной психологии, по проблемам подростковой преступности. Среди них такие, как учебник «Исправительно-трудовая психология», «Криминальная психология» и многих других.

Книги (2)

Над этой книгой автор работал многие годы. Ее публикация неоднократно запрещалась под тем предлогом, что в нашей стране рассмотренных в ней явлений быть не может, ибо у нас нет профессиональной и организованной преступности.

В настоящем издании изложены основные теоретические, методические и практические вопросы возрастной психологии несовершеннолетних и подростковых групп, втянутых в преступную деятельность и преступный образ жизни. Раскрыты причинно-следственные факторы криминальной субкультуры молодежной среды, ее атрибутика, традиции и динамика развития.

Отражены особенности работы с подростками, отягощенными психическими заболеваниями, проблемы социальной изоляции и ее влияние на личность несовершеннолетнего, способы и методы профилактики и коррекции различных видов отклоняющегося поведения, свойственного местам социальной изоляции (внутризонного рэкета, симуляции и аггроваций болезней, членовредительства, побегов, половых извращений, «минирования», алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании).

Источник статьи: http://www.koob.ru/pirozhkov_v_f/

Пирожков В. Ф. — Криминальная психология

Год публикации оригинала: 2007
  • Автор:Пирожков В. Ф. Серия:Юридическая психология Название: Криминальная психология Язык оригинала:русский Данный сайт предоставляет книги исключительно в ознакомительных целях.
    Если вам понравилась та или иная книга, рекомендуем купить ее.
    Все права на книги, которые представлены на PSYCHOJOURNAL.RU, принадлежат их авторам и издательствам.
    • Описание
    • Скачать
    • Купить

    В настоящем издании изложены основные теоретические, методические и практические вопросы возрастной психологии несовершеннолетних и подростковых групп, втянутых в преступную деятельность и преступный образ жизни. Раскрыты причинно-следственные факторы криминальной субкультуры молодежной среды, ее атрибутика, традиции и динамика развития.

    Отражены особенности работы с подростками, отягощенными психическими заболеваниями, проблемы социальной изоляции и ее влияние на личность несовершеннолетнего, способы и методы профилактики и коррекции различных видов отклоняющегося поведения, свойственного местам социальной изоляции (внутризонного рэкета, симуляции и аггроваций болезней, членовредительства, побегов, половых извращений, «минирования», алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании).

    Источник статьи: http://psychojournal.ru/books/760-pirozhkov-v-f-kriminalnaya-psihologiya.html

    Виктор федорович пирожков криминальная психология

    Пирожков Виктор Федорович (1927 г.р.) — доктор психологических наук. Заслуженный работник МВД СССР. Профессор кафедры общей и практической психологии факультета психологии МГПУ.

    Участник Великой Отечественной войны. С 1945 г. — служба в НКВД, во внутренних войсках МВД. В 1955 г. окончил Военный институт МВД-МГБ. С 1961 г. — на преподавательской и научной работе в Академии МВД СССР. С 1982 г. — на научно-педагогической работе в образовательных и научных учреждениях Госпрофобразования СССР, РАО РФ. Кандидат педагогических наук. Докторскую диссертацию по теме: «Криминальная субкультура учащихся-подростков и юношей» (19.00.06; 19.00.07) защитил в 1992 г.

    Один из первых специалистов-психологов в системе МВД, с именем которого связано восстановление и развитие юридической психологии как науки.

    Основные направления научных исследований: криминальная субкультура молодежи; психология подростковой преступности; пенитенциарная психология; личность осужденного; организация психологической службы в исправительных учреждениях. Опубликовано свыше 300 работ.

    Исправительно-трудовая психология: Учебник. — М., 1974 (в соавт.);

    Психологические основы перевоспитания учащихся специальных ПТУ. — М., 1988;

    Законы преступного мира молодежи. Монография. — М., 1992;

    Законы преступного мира молодежи. — Тверь, 1994;

    Психология подростковой преступности. — М., 1998;

    Криминальная психология. В 2 т. — М., 1998;

    Источник статьи: http://yurpsy.com/files/lica/pirogkov.htm

    Виктор федорович пирожков криминальная психология

    ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ

    Над этой книгой автор работал многие годы. Ее публикация неоднократно запрещалась под тем предлогом, что в нашей стране рассмотренных в ней явлений быть не может, ибо у нас нет профессиональной и организованной преступности. Первая попытка публикации части материалов увенчалась успехом в «застойное» время — в 1979 году с грифом «Для служебного пользования». В 1988 году основной материал был издан в виде брошюры под названием «Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди учащихся специальных ПТУ», к сожалению, малым тиражом и с ограниченным грифом, который был снят в 1989 году. Автору с трудом удалось часть материалов напечатать в виде статей, тезисов, интервью, выступлений в средствах массовой информации и т.п. «по частным поводам». В 1982 году значительная часть материала в виде брошюры была сдана во ВНИИ МВД СССР. Однако через 3 года публикация появилась под другими фамилиями, под служебным грифом.

    Был ли автор прав в своей настойчивости? Убедитесь сами! Зайдите, например, в туалет общежития любого ПТУ, любой школы и увидите исчерпывающие сведения о том, «кто есть кто»: Коля Ветров — «плебей», Толя Семенов — «бык», Сережа Круглов — «пацан», А Веня Астахов — «чушка» и т.д. Думаю, читатели видели эти и другие «шедевры» настенной и «назаборной» печати или татуировки ребят, слышали, как они обращаются друг к другу не по имени, а по кличкам, говорят друг с другом на своем «языке».

    Непосвященный человек не обратит на это внимание. Но специалистов все это настораживает, ибо чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка. Может быть уже действуют криминальные сообщества со своими нормами, ценностями и атрибутами. В науке это называется асоциальной или криминальной субкультурой[1]. Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре.

    В социологии термин «субкультура» используется давно, но об асоциальной и, тем более, криминальной субкультуре в нашем обществе заговорили совсем недавно.

    Надо признать, что у многих психологов интерес автора этой книги к криминальной субкультуре вызывал недоумение. Они рассуждали так: ‘Конечно, читать об этом интересно, но какие-то воровские законы, нормы атрибуты — все это в прошлом (ведь партия поставила задачу — ликвидировать преступность), и серьезный ученый не должен тратить на это время. А между тем за рубежом в это время одна за другой выходят монографии, брошюры, статьи, посвященные рассматриваемой проблеме. Не говоря уже о художественных произведениях, мемуарах, бывших политзаключенных, воспоминаниях реабилитированных — А.Солженицына, В.Шаламова, Л.Габышева, А.Мирека, Л. Разгона, А.Марченко и др.

    Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, — это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно замечено, что «Преступники — часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности». Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.

    Ведь нельзя совершить преступление ни с того, ни с сего. Часто вынашиваются планы, выдвигаются цели преступления. Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры. Без этого невозможно само существование преступного мира, его объединение в определенную систему, его организованность и сплоченность. Ведь перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, и получить моральную поддержку ближайшего окружения.

    Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения — не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом, по мнению автора актуальность рассматриваемой проблемы.

    Главная идея книги в том, что криминальная субкультура — объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении подростковой и молодежной преступности, понять внутренние законы воспроизводства преступности подростков и молодежи в обществе.

    Книга не претендует на всестороннее освещение проблем криминальной субкультуры, однако, к сожалению, можно утверждать, что в настоящее время в стране мало работ, которые исследуют закономерности возникновения и функционирования криминальной субкультуры. Превалирует фактологический или бытоописательский подход, который, конечно, также нужен, но на определенном этапе, когда необходим сбор материала.

    Наша же цель — раскрыть механизмы возникновения и закономерности функционирования криминальной субкультуры. Дотошный читатель скажет: «Ну хорошо, специалистам, например, работникам правоохранительных органов, спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний, следственных изоляторов или приемников-распределителей эти знания необходимы Но зачем они мастерам производственного обучения, воспитателям обще житий, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ и профтехучилищ, командирам армии и флота?» Для того, чтобы увидеть раннюю стадию «сорняков культуры», осознать их опасность и понять, как» с ними бороться.

    Много говорилось и писалось о «дедовщине» в армии и на флоте которой криминальная субкультура выступает в концентрированном виде, прикрываясь как фиговым листком, законами армейской секретности. А меры не принимались. И гибнут молодые воины не на поле боя, a в казарме от произвола дедов. Когда же восстают против этого насилия «униженные и оскорбленные», то картина бывает еще ужаснее. Всю страну потрясли события на южнокурильской заставе «Панфильева», когда пограничники стреляли друг в друга. Если бы руководители пограничников знали эти внутренние процессы в солдатской среде и предприняли соответствующие меры, не было бы этих шести трупов .

    Данное исследование продолжалось около 30 лет. Его направления и задачи конкретизировались и уточнялись. Автор стремился понять, с чем имеет дело — с ожившими воровскими законами или с феноменом. Для этого необходимо было выявить и сопоставить традиционную и современную стратификацию и положение подростков и молодежи в групповой иерархии криминальных сообществ, типичные нормы и ценности, групповые установки современных нетрадиционных криминальных сообществ и их отличие от традиционных «воровских»; особенности современной и традиционной знаково-опознавательных систем (кличек, татуировок, жаргона и т.п.). Нужно было понять, каковы взгляды и ценности традиционалистов и реформистов преступного мира молодежи, насколько сильно они захватывают подростково-юношескую популяцию в обществе.

    В этих целях по пролонгированной системе обследованию подвергались учащиеся специальных ПТУ и воспитательно-трудовых колоний в возрасте — от 14 до 18, а в ВТК — до 20 лет. Для сопоставления (в качестве контрольных) использовались материалы обследования подростков, находящихся в специальных школах для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, детских домах, а также учащихся средних школ, профтехучилищ и армейской молодежи.

    Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=89475&p=1