Блинов машина с гусеничным ходом

Первая гусеничная самоходная машина построена Федором Блиновым

В современном мире гусеничная техника получила широкое распространение в различных сферах деятельности человека, даже там, где колеса не справляются. Изобретение гусеницы произвело своеобразную технологическую революцию. А всё началось с изобретения нашего отечественного машиниста -самоучки Федора Блинова. Именно он изобрел первый в мире гусеничный движитель и, соответственно, полноценную гусеничную самоходную машину, которая была представлена 1896 г.

Федор Абрамович Блинов родился в с. Никольском Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Работал кузнецом, кочегаром, механиком на речных пароходах. Занимался ремонтом двигателей и трансмиссионных установок.

Еще в 1978 году Блинов для снижения удельного давления на грунт придумал гусеницу. Гусеничный движитель состоял из 4 опорных катков. Металлическую гусеницу называли по простому — бесконечным рельсом. Мощность повозки была 2 лошадиные силы. Эээ. То есть тяга была конная. Такой гусеничный прицеп получился для двойки лошадей.

Раз Блинов работал в сфере речного транспорта, то он активно использовал материалы и оборудование пароходов. Часть трубы от парохода была использована для создания парового котла, работающего на нефти. Две паровые машины мощностью по 10 л.с. были также заимствованы на пароходе и приводили в движение каждый свой гусеничный движитель.

Таким образом, блинов получил платформу на 5-метровой раме.

Нужно отметить, что примерно в это же время в Америке был запатентован гусеничный трактор на паровом двигателе. Но по сути это была полугусеничная машина , потому что в конструкции использовались колеса для выбора направления движения.

Особенностью конструкции Блинова был способ управления направлением. Машина поворачивала путем отключения одного гусеничного движителя или его торможением. Это отличало его от американского «аналога». Эта технология применяется и в современных тракторах.

Машина Блинова создавала тяговое усилие в 1 тонну, что было достаточно чтобы тянуть несколько плугов.

Для работы на машине требовалось два человека , один осуществлял непосредственное управление движением машины, другой обслуживал паровой котел.

Машину посчитали не пригодной к реальной работе: управление было сложным, необходимые орудия для работ на поле отсутствовали, ход машины был медленным. Но блинов понимал, что гусеничный движитель — это технология будущего, способная выполнять колоссальные по объему и тяжести работы. Через 15 лет появился и первый гусеничный трактор, но это уже совсем другая история для будущих публикаций.

Спасибо, что Вы с нами. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. До скорых встреч.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/v_mire_sel_hoz/pervaia-gusenichnaia-samohodnaia-mashina-postroena-fedorom-blinovym-5dc9aa6c0e31153f81c13db6

Фёдор Блинов: создатель первого в мире гусеничного трактора

Фёдор Абрамович Блинов родился 25 июля 1831 года в с. Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца.

От отца мальчик перенял опыт по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, овладел слесарным, столярным, кузнечным и шорным делом.

В конце 1840-х гг. Фёдор устраивается кочегаром на пароход «Геркулес», курсировавший по Волге.

Здесь он осваивает специальности машиниста и мастера по ремонту оборудования.

Прослужив на речном транспорте более 20 лет, Блинов становится высококвалифицированным специалистом по наладке и эксплуатации паросиловых установок.

В 1877 г. он возвращается в родное село и погружается в проектирование и постройку «вагона с бесконечными рельсами», то есть повозки на гусеничном ходу.

Переход с обычных колёс на гусеницы резко повышал эксплуатационные качества гужевого транспорта.

Это приобретало особое значение в условиях бездорожья и сезонной распутицы.

Талантливому умельцу понадобился год для изготовления чертежей и подготовки описания проекта.

В 1878 г. Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 г. получил авторскую привилегию на «вагон с бесконечными рельсами».

Вскоре он переезжает в г. Вольск, устраивается механиком на завод и приступает к изготовлению гусеничной повозки.

О её испытаниях газета «Саратовский листок» сообщала: «Крестьянин Блинов изобрёл машину для перевозки тяжестей с подвижными под колёсами рельсами.

Рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задних колёс движутся наподобие приводного шкива.

При первой пробе оказалось, что пара лошадей свободно может перевозить на этой машине до четырехсот с лишним пудов по обыкновенной каменной мостовой.

Машина обещает громадную выгоду и приложение во всех местностях, где имеются большие склады товаров».

Одновременно с постройкой гусеничного прицепа Блинов разрабатывает проект городского водопровода, изобретает пожарный насос, изготавливает и ремонтирует металлические сельскохозяйственные орудия.

Успех гусеничного прицепа подвёл Блинова к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе.

В 1881 г. он переезжает в Балаково, арендует чугуннолитейный завод и приступает к проектированию и постройке машины на собственном ходу.

К 1895 г. работы были в основном завершены.

Прообраз будущего трактора имел следующий вид: на прямоугольной раме, состоявшей из двух продольных и нескольких поперечных балок, размещался рассчитанный на давление 6 атм. котёл высотой 1,5 м и диаметром 1,2 м. Силовыми установками служили две паровые машины мощностью 12 л. с. каждая.

Двигатели посредством чугунных литых шестерен были связаны с ведущими колёсами гусеничной цепи.

Управление трактором осуществлялось из будки, установленной на раме, куда были выведены рычаги управления паровыми машинами.

Тяговое усилие самохода составляло 1200 кг, что обеспечивало работу нескольких плугов.

Первый в мире трактор Ф. А. Блинова экспонировался на открывшейся в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке.

Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие».

На Нижегородской выставке Ф. А. Блинов детально знакомится с экспонировавшимися там двигателями внутреннего сгорания.

Изобретатель приходит к выводу, что замена ими паровых машин, использовавшихся на гусеничных самоходах, значительно упростит конструкцию последних и улучшит их технико-экономические показатели.

Постройку новых двигателей и оснащение ими тракторов осуществлял, однако, уже сын Блинова, Порфирий. ф

Сам изобретатель был тяжело болен.

В возрасте 70 лет он скончался и согласно его завещанию был похоронен рядом с заводом.

Ф. А. Блинов вошёл в историю техники как изобретатель и создатель первого в мире гусеничного трактора.

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b1a786f20ea2bee033f4111/fedor-blinov-sozdatel-pervogo-v-mire-gusenichnogo-traktora-5d3f1890ce44a000ad28068b

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Первый гусеничный трактор. Паровой трактор Федора Блинова

15 марта 1878 года волжский пароходный машинист-самоучка Федор Абрамович Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Патент был выдан Блинову 20 сентября 1879 года, и в конце 1880 года его гусеничный «вагон» уже проходил испытания. Но пока это еще не был трактор. Блинов испытывал лишь гусеничный ход. В 1884-1887 годах Блинов строил на базе своей гусеничной платформы паровой трактор. Изобретателю впервые удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода. Его трактор имел две паровые машины, установленные на пятиметровой платформе. Каждая машина приводила во вращение ведущее колесо, которое, в свою очередь, с помощью четырех полукруглых выступов вращало металлическую гусеницу. Трактор поворачивался при неодинаковых скоростях перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не два двигателя, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.

Трактор, построенный Блиновым, успешно прошел испытания и полностью оправдал надежды изобретателя. В 1896 году трактор демонстрировался на Нижегородской промышленной выставке. Но члены жюри не оценили огромного значения изобретения Блинова. Они лишь постановили выдать «крестьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению. Изобретением Блинова, в отличие от недальновидных российских чиновников, заинтересовались немцы, которые изъявили желание купить трактор, но Блинов не согласился, чтобы на его детище стояла иностранная марка, и отказался продать его. Последние годы своей жизни талантливый изобретатель успешно работал над проектом трактора с двигателем внутреннего сгорания, однако смерть помешала ему завершить работу. Работы по созданию гусеничных тракторов велись и за пределами России.

Источник статьи: http://www.drive2.ru/c/523333725912563820/

Первый в мире гусеничный трактор и его изобретатель

Фёдор Абрамович Блинов — русский изобретатель-самоучка конца XIX столетия, сделавший прорыв в области тяжелой рабочей техники. Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого — Вездеход Пороховщикова — также был создан русскими.

Родился Фёдор Абрамович Блинов в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Фёдор был первым членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Фёдором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в становлении изобретательского таланта Блинова.

Труд бурлака, помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того, немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.

И тогда Фёдор Блинов начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства.


Фёдор Абрамович Блинов

Впервые гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла Блинову в 1878 году. Уже в 1879 году он построил платформу на двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске при огромном стечении народа. Описание этого события имеется в саратовской губернской тазете. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора.

Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки — наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.

Изобретение быстро стало известным и популярным среди широких масс. Так, газета «Саратовский листок» сообщала в январе 1881 года: «Вольск, 23 января. Позвольте поделиться с вами нашими .новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».


Подлинный чертеж парового трактора Фёдора Блинова, приложенный к его патентной заявке: 1 — направляющее колесо; 2 — опорные катки; 3— ведущее колесо; 4— гусеница; 5 — звенья гусеницы; 6— паровой котел; 7 — манометр; 8 — свисток; 9 — паровая машина; 10 — первая пара шестерен; 11 — вторая пара шестерен; 12 — рычаг управления; 13 — сиденье машиниста; 14 — будка управления.

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.

В 1881 году Блинов приступил к разработке «самохода» на гусеничном ходу, который приобрел окончательный вид лишь семь лет спустя. Устройство было сконструировано по типу вагона с установленной на нем паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Машина могла развивать скорость в три версты в час.
Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где «самоход» был представлен в работе.

Как это часто случалось в дореволюционное время, нашелся один предприимчивый немецкий фабрикант, предложивший Блинову продать свое изобретение. Блинов отказался. По свидетельству дочери изобретателя Устиньи Федоровны, он ответил так: «Я—русский мужик, и думал, и делал для своей родины. А русские мужики не продаются».

Дело Фёдора Блинова продолжил его ученик, Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.

Сын Блинова, Порфирий Фёдорович, благодаря помощи своего отца смог открыть «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», где продолжал дело отца. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек — рекордное количество рабочих для небольшого учреждения.
Великий изобретатель дожил до 70 лет. Он скончался от паралича 24 июня 1902 года, его похоронили рядом с заводом.

После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Яков Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил его на своем «русском тракторе». Ещё двенадцатилетним пацаном ученик Блинова Яшка Мамин выпиливал шарниры для гусеничных звеньев, потом участвовал в обработке «пальцев», скреплявших одно звено с другим, еще позже помогал в литейной формовать и отливать ведущие колеса-зубчатки и опорные колеса-катки. Первым советским заводом, начавшим выпуск тракторов, был Балаковский, а его техническим руководителем Яков Васильевич Мамин. Первые советские тракторы были заново сконструированы Маминым и названы «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире тракторы, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте. Вместо 1 200—1 500 деталей в «Карлике» было только около 300 деталей. В начале 1918 года Ленин вызвал Мамина в Москву, пригласил в Кремль и вскоре дал задание закупить за границей на 100 тысяч рублей золотом совершенных станков для нового завода тракторов и двигателей в городе Марксе Саратовской области. Мамин выполнил задание и завод «Возрождение» под егоруководством начал выпуск пяти «Карликов» в день и такого же количества двигателей «Русский дизель».

Источник статьи: http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/pervyy-v-mire-gusenichnyy-traktor-i-ego-izobretatel